Средства и методы развития скоростно-силовых качеств

В зависимости от условий соревновательной и тренировочной деятельности силовые способности в процессе их развития при­обретают все более специализированный характер [19, 58]. В це­лях активизации процесса приспособления организма к специфи­ческим условиям соревновательной деятельности в подготовку спортсмена вводят специальную физическую подготовку (СФП).

К средствам СФП относят следующие упражнения:

– соответствующие соревновательным (по режиму работы организма);

– содержащие тренирующие воздействия, способные повысить уже имеющийся уровень функциональных возможностей орга­низма;

– обеспечивающие необходимую энергетическую базу для со­вершенствования тактико-технического мастерства [69].

По степени соответствия режиму работы организма при вы­полнении соревновательного упражнения выделяют три группы средств СФП [58, 38]:

– специфические, представляющие собой различные формы выполнения основного спортивного упражнения с задачей при­способления организма к режиму его работы в условиях соревно­ваний;

– специализированные - адекватные соревновательным усло­виям по наиболее существенным двигательным и функциональ­ным параметрам режима работы организма;

– неспецифические - отличающиеся от соревновательных по форме, но способствующие развитию функциональных возможно­стей организма в нужном направлении.

В спортивных единоборствах с целью выработки единого под­хода к анализу тренировочных нагрузок была предложена клас­сификация тренировочных средств, в основу которой положено деление упражнений на группы по степени соответствия на сорев­новательные, специально-подготовительные и общеподготовитель­ные [21].

В группу соревновательных упражнений были включены:

а) спарринги по заданию;

б) специальные тесты, моделирующие соревновательный спар­ринг или отдельные его части;

в) учебно-тренировочные спарринги;

г) тренировочные и контрольные спарринги, проводимые в пол­ном соответствии с правилами соревнований.

К специально-подготовительным упражнениям были отнесены:

а) специальные упражнения (разминка);

б) имитация тактико-технических действий;

в) тактико-технические действия в стойке и партере, руками и ногами;

г) специальные скоростно-силовые упражнения традиционно­го и направленного воздействия (в группу традиционных входят упражнения с партнером, а к упражнениям направленного воз­действия были отнесены те, которые моделируют соревнователь­ную деятельность [48]).

В группу общеподготовительных упражнений входят [89]:

а) общеразвивающие упражнения в разминке перед занятиями по ОФП;

б) утренняя пробежка;

в) общеразвивающие упражнения традиционного и направлен­ного воздействия (к традиционным отнесены упражнения из раз­ных видов спорта с отягощениями, со снарядами и т.п., а в группу упражнений направленного воздействия включены упражнения из ациклических видов спорта, моделирующие кинематику отдель­ных действий единоборца и выполняемые в интервале одного или двух периодов соревновательного боя);



г) беговые упражнения направленного воздействия, моделиру­ющие соревновательный бой по продолжительности, чередованию спуртов и т.п.;

д) дополнительные циклические упражнения, выполняемые соревновательным методом;

е) спортивные игры с различной интенсивностью и длительно­стью.

Из приведенного перечня средств видно, что одно из ведущих мест в тренировке единоборца занимают скоростно-силовые уп­ражнения направленного воздействия.

Физиологические механизмы развития специальных скорост­но-силовых качеств заключаются прежде всего в совершенствова­нии необходимых нервно-координационных отношений [40]:

а) внутримышечной координации, улучшение которой спо­собствует более быстрому включению в кратковременную син­хронизированную работу большого числа двигательных единиц с высокой степенью их напряжения и тем самым увеличению ско­ростно-силовых качеств отдельных мышц;

б) межмышечной координации за счет налаживания более со­гласованной работы между мышцами синергистами и антагони­стами, с улучшением которой возрастает суммарная величина про­явления скоростно-силовых качеств отдельных мышц, несущих основную нагрузку.

В зависимости от того, на какой тип нервно-координационных отношений преимущественно воздействует то или иное упражне­ние, их можно подразделять на координационные и кондицион­ные. При этом координационные упражнения, сходные с основны­ми соревновательными упражнениями единоборца, направлены главным образом на совершенствование мышечной координации. Кондиционные, т.е. нагрузочные тренировочные задания с отя­гощениями, решают преимущественно задачи совершенствования внутримышечной координации [40].

Специфическим свойством нервно-мышечного аппарата являет­ся реактивность мышцы, которая проявляется при быстром перехо­де от уступающего режима работы к преодолевающему в условиях максимума развивающейся в этот момент динамической нагрузки. В многочисленных исследованиях [40] найдена высокая корреля­ция реактивной способности мышц со скоростью переключения от уступающей работы к преодолевающей. Показано также, что способ­ность мышцы запасать и использовать энергию упругой деформа­ции эффективно реализуется при условии быстрого растяжения мышц, предшествующего их рабочему сокращению [40].



Для развития взрывной силы и реактивной способности нерв­но-мышечного аппарата применяются упражнения с отягощения­ми (60-30% от максимального), изометрические упражнения с быстрым проявлением напряжения [18, 20] прыжковые упраж­нения, упражнения с ударным режимом работы мышц [17], комп­лексный метод [19].

В последние годы были предложены и апробированы так назы­ваемые нетрадиционные методы развития силовых способностей и, в частности, метод электростимуляционной тренировки [64]. В дальнейшем на основе этого метода было предложено использо­вать для развитая силы мышц дополнительно вызванные аффе­рентные влияния (ДАВ), приводящие к повышению возбудимости специальных мотонейронов, облегчая их активацию при произ­вольных условиях и повышая степень использования силовых и скоростно-силовых возможностей нервно-мышечного аппарата и в конечном счете силу сокращения. Однако, несмотря на высо­кую эффективность применения обоих методов, из-за сложности устройств, отсутствия соответствующей аппаратуры, а также из-за необходимости постоянного присутствия врачей на трениров­ках с применением электростимуляции и ДАВ эти методы не на­шли широкого применения в спортивной практике.

На сегодняшний день остается актуальной проблема выбора адекватных средств совершенствования качеств, характерных для той или иной спортивной деятельности. Это обстоятельство имеет объективную основу: изменение качества тем больше, чем выше соответствие специфики упражнения объективно существу­ющим структурно-физиологическим особенностям развиваемого качества [77].

Для развития силовых и скоростно-силовых качеств наиболее эффективны такие режимы работы, которые приближают уро­вень функционирования мышц к предельному:

а) для максимальной силы - максимальное напряжение;

б) для взрывной силы - максимальная скорость при оптималь­ной величине сопротивления (50-75% от максимального);

в) для быстроты неотягощенного движения – максимальная скорость движения при небольшой (10-20% от максимальной) нагрузке [85].

Что касается методов тренировки, то наиболее эффективным считается комплексный метод, предусматривающий смешанный режим нагрузок: чередование мощных напряжений с предельно быстрыми движениями с использованием небольших отягощений (10-20% от максимальной нагрузки). Акцент в такой тренировке должен быть направлен на мощность развивающего упражнения [85]. Можно полагать [86], что первая нагрузка с большим отяго­щением (или максимальная в случае использования изометричес­ких упражнений) за счет мощной афферентации повышает возбу­димость двигательных центров и обеспечивает более мощную эффекторную импульсацию, а вторая нагрузка при специфичес­кой работе - ее более выраженное тренирующее воздействие.

Так как в спортивной борьбе мастерство определяется не только (и не столько) уровнем собственно силовых или скоростно-силовых качеств, а во многом способностью правильно использовать в ходе поединка различные дополнительные силы (свои и противника), то основным средством совершенствования способности борца рацио­нально использовать свои возможности могут служить схватки [44].

Выделяют схватки с различными установками:

а) с физически сильным, но менее опытным противником;

б) игрового характера;

в) на проведение бросков с падением;

г) на использование усилий противника;

д) на выполнение приемов в направлении передвижения про­тивника;

е) на сохранение равновесия в различных положениях;

ж) на удержание статических положений в схватке.

В тренировочном процессе боксеров широко используются традиционные упражнения: специальные; подводящие; расчленен­ного и скоростно-силового характера, направленные на развитие мышечных групп, участвующих в ударном движении (например, толкание камней и набивных мячей разного веса, работа с кувал­дой, штангой и гантелями разного веса); беговые упражнения с ускорениями и т.д. [105].

По мнению ряда авторов [78, 86, 107, 108, 114] наиболее суще­ственные сдвиги в повышении силы и скорости удара дают уп­ражнения расчлененного характера с отягощениями. Морфокинезиологическим анализом установлено, что в нанесении удара рукой участвуют мышцы ног, туловища и рук. В связи с этим и упраж­нения с отягощениями для спортсменов подбираются таким обра­зом, чтобы они способствовали развитию перечисленных мышеч­ных групп или каждой мышцы в отдельности. Поэтому для развития у боксеров мышц ног, участвующих в отталкивающем разгибании, применяются упражнения со штангой на плечах – полуприседания и разножку. Для развития мышц туловища, вы­полняющих вращательно-поступательные движения, использова­лись: повороты корпуса с грифом на плечах, вращение туловища с разведенными в стороны руками с гантелями. С целью развития мышц рук, выполняющих разгибательное движение, применялись упражнения: жим штанги лежа, толчки вертикально стоящего грифа, удары с отягощениями [53,89].

При выполнении ударов по боксерским снарядам применялись методы: максимального нанесения удара, нанесение удара макси­мально быстро и нанесение удара максимально быстро и сильно [32].

Важно отметить, что при выборе средств развития скоростно-силовых качеств необходимо учитывать их тренировочный эф­фект для спортсменов разной квалификации и различной манеры ведения соревновательного поединка [91,103,128].

Ранее говорилось, что подбор тренировочных средств и мето­дов тренировки, адекватных режиму работы организма в соревно­вательном поединке, по всем функциональным параметрам весьма сложен. Эту задачу можно решить, используя комплексный метод, который поможет максимально приблизить тренировочные уп­ражнения к соревновательным условиям, обеспечив существенные и долговременные приспособительные реакции организма к скоростно-силовым нагрузкам.


3959099364724568.html
3959151820211679.html

3959099364724568.html
3959151820211679.html
    PR.RU™